Подготовка к ГИА по русскому языку, части А,В. 2012 г - продолжение
ЧАЙКОВСКИЙ
(1)Удивительна власть музыки Чайковского. (2)Покорённые бессмертной её красотой, мы остаёмся на всю жизнь в прекрасном плену. (3)Музыка Чайковского рождает в нас поток свежих, ярких и сильных, духовно обновляющих чувств.
(4)Может быть, никто из русских композиторов XIX века не сказал своей музыкой так много о человеке, о его внутреннем мире, его духовной жизни; никто с такой силой и остротой не раскрыл трагическую судьбу человека, своего современника.
(5)Жизнь для Чайковского - борьба добра и зла, света и тьмы, человечности и правды против лжи и жестокости. (6)Борьба, которая часто кончается трагическим исходом, гибелью героя. (7)Но, слушая «Пиковую даму» и Шестую симфонию, глубоко потрясённые, мы стремимся снова и снова их слушать, снова пережить всё вместе с героями - - и их борьбу, и их гибель. (8)Почему?.. (9)Наверное, потому, что чувство, которое мы испытываем, не ужас и подавленность, а прекраснейшее и человечнейшее чувство сострадания, душевный подъём и готовность к борьбе, к действию.
(10)Чайковский не только трагик. (11)Рядом с «Пиковой дамой» и Шестой симфонией стоят светлая, мудрая сказка «Спящая красавица», лучезарный Первый концерт для фортепиано с оркестром. (12)Радость жизни, любовь, счастье, красота природы и красота человеческих чувств - всё, к чему стремится, о чём мечтает человек, выражено в музыке Чайковского с не меньшей силой, чем трагические стороны жизни.
(13)Любящий, гневный, мудрый, нежный, протестующий, очень сложный, бесконечно отзывчивый и всегда человечный - таков Чайковский.
(14)Музыка Чайковского, мир её образов открывается перед слушателем постепенно. (15)В детстве мы слушаем или играем «Детский альбом» и идём в театр на «Щелкунчика». (16)В юности особенно пленяют «Евгений Онегин», «Лебединое озеро». (17)Потом открываются «Пиковая дама», симфонии, а в них новые и новые богатства...
(18)Музыка Чайковского будит в нас высокие чувства и высокие мысли, учит вдохновению. (19)Мы начинаем задумываться над судьбами героев, над содержанием и смыслом, которые вложил композитор в произведение. (282 слова) (По Е. Ручьёвской.)
1. Какое утверждение противоречит основной мысли текста?
1) Музыка Чайковского раскрывает трагическую судьбу человека.
2) Музыка Чайковского раскрывается перед слушателем постепенно.
3) Музыка Чайковского будит в человеке высокие чувства и высокие мысли.
4) Музыка Чайковского вызывает ужас и подавленность.
2. Какая микротема раскрывается в абзаце, включающем предложения № 10-12?
1) Музыка Чайковского раскрывает трагические стороны жизни человека.
2) В музыке Чайковского выражена красота природы и красота человеческих чувств.
3) Музыка Чайковского - это борьба, которая часто кончается трагическим исходом, гибелью героя.
4) Слушая музыку Чайковского, мы остаёмся на всю жизнь в прекрасном плену.
3. В каком предложении текста содержится тезис?
1) 1 2) 4 3) 10 4) 14
4. К какому стилю и типу речи относится текст?
1) художественная речь, описание
2) научный стиль, повествование с элементами описания
3) художественная речь, рассуждение
4) публицистический стиль, рассуждение с элементами описания
5. В каком абзаце текста содержится описание?
1) 2-й 2) 5-й 3) 6-й 4) 7-й
6. Какое предложение связано с предыдущим с помощью лексического повтора?
1) 3 2) 6 3) 9 4) 11
7. Какое морфологическое средство связи предложений в тексте использовано в следующем фрагменте?
(5)Жизнь для Чайковского - борьба добра и зла, света и тьмы, человечности и правды против лжи и жестокости. (6)Борьба, которая часто кончается трагическим исходом, гибелью героя. (7)Но, слушая «Пиковую даму» и Шестую симфонию, глубоко потрясённые, мы стремимся снова и снова их слушать, снова пережить всё вместе с героями - и их борьбу, и их гибель.
1) степень сравнения прилагательного
2) частица 3) союз 4) союзное слово
8. В каком абзаце текста предложения связаны между собой с помощью синтаксического параллелизма?
1) 1-й 2) 5-й 3) 6-й 4) 7-й
9. Какое средство выразительности использовано в предложении № 2?
1) эпитет 2) сравнение 3) метонимия 4) гипербола
10. В каком предложении есть слово, в котором все согласные звуки являются глухими?
1) 1 2) 5 3) 8 4) 9
11. В каком слове букв больше, чем звуков (предложение №3)?
1) музыка 2) рождает 3) ярких 4) сильных
12. Сколько раз употребляется звук [ф] в предложении № 13?
1) 1 2) 2 3) 3 4) 4
13. В каком слове нет суффикса (предложение № 6)?
1) борьба 2) часто 3) исходом 4) гибелью
14. Каким способом образовано слово современник (предложение № 4)?
1) суффиксальный 2) бессуффиксный 3) приставочно-суффиксальный 4) приставочный
15. В каком предложении употреблены антонимы?
1) 2 2) 3 3) 4 4) 5
16. Какое лексическое значение имеет слово свет в предложении № 5?
1) лучистая энергия, воспринимаемая глазом и делающая окружающий мир видимым
2) место, откуда исходит освещение; освещённое место, пространство
3) светлое пятно на картине, передающее наибольшую освещённость какого-либо участка изображаемого; блик
4) символ истины, разума, просвещённости или радости, счастья
17. В каком предложении употреблены прилагательные в превосходной степени сравнения?
1) 1 2) 3 3) 9 4) 11
18. Какая морфологическая характеристика слова потрясённые (предложение № 7) является верной?
1) страдательное причастие настоящего времени
2) страдательное причастие прошедшего времени
3) действительное причастие прошедшего времени
4) действительное причастие настоящего времени
19. В каком предложении употреблено наречие?
1) 5 2) 6 3) 10 4) 15
20. Какой частью речи является слово что в предложении № 9?
1) местоимение 2) союз 3) союзное слово 4) наречие
21. Какое сочетание слов является грамматической основой предложения № 14?
1) музыка, мир открывается 2) музыка открывается
3) музыка Чайковского открывается 4) музыка открывается постепенно
22. Какое слово является прямым дополнением в предложении № 3?
1) музыка 2) Чайковского 3) поток 4) чувств
23. Какое предложение осложнено вводным словом?
1) 6 2)7 3)8 4) 9
24. В каком предложении употреблено обособленное определение?
1) 3 2) 7 3) 9 4) 13
25. В каком предложении есть однородные члены с обобщающим словом?
1) 3 2) 5 3) 9 4) 12
26. Сколько грамматических основ в предложении № 4?
1) 1 2) 2 3) 3 4) 4
27. Какое предложение является сложносочинённым?
1) 16 2) 17 3) 18 4) 19
28. Какое предложение является сложноподчинённым с придаточным определительным?
1) 4 2) 6 3) 7 4) 11
29. В каком сложноподчинённом предложении однородное подчинение придаточных?
1) 6 2) 9 3) 12 4) 19