«Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов.»

К.Г.Паустовский

    Главная ГИА по русскому

    Подготовка к ГИА по русскому языку, части А,В. 2012 г - продолжение

    Упражнения для подготовки к ГИА по русскому языку (2012), части АВ - продолжение.

    ЧАЙКОВСКИЙ

    (1)Удивительна власть музыки Чайковского. (2)Покорённые бессмертной её красотой, мы остаёмся на всю жизнь в прекрасном плену. (3)Музыка Чайковского рождает в нас поток свежих, ярких и сильных, духовно обновляющих чувств.

    (4)Может быть, никто из русских композиторов XIX века не сказал своей музыкой так много о человеке, о его внутреннем мире, его духовной жизни; никто с такой силой и остротой не раскрыл трагическую судьбу человека, своего современника.

    (5)Жизнь для Чайковского - борьба добра и зла, света и тьмы, человечности и правды против лжи и жестокости. (6)Борьба, которая часто кончается трагическим исходом, гибелью героя. (7)Но, слушая «Пиковую даму» и Шестую симфонию, глубоко потрясённые, мы стремимся снова и снова их слушать, снова пережить всё вместе с героями - - и их борьбу, и их гибель. (8)Почему?.. (9)Наверное, потому, что чувство, которое мы испытываем, не ужас и подавленность, а прекраснейшее и человечнейшее чувство сострадания, душевный подъём и готовность к борьбе, к действию.

    (10)Чайковский не только трагик. (11)Рядом с «Пиковой дамой» и Шестой симфонией стоят светлая, мудрая сказка «Спящая красавица», лучезарный Первый концерт для фортепиано с оркестром. (12)Радость жизни, любовь, счастье, красота природы и красота человеческих чувств - всё, к чему стремится, о чём мечтает человек, выражено в музыке Чайковского с не меньшей силой, чем трагические стороны жизни.

    (13)Любящий, гневный, мудрый, нежный, протестующий, очень сложный, бесконечно отзывчивый и всегда человечный - таков Чайковский.

    (14)Музыка Чайковского, мир её образов открывается перед слушателем постепенно. (15)В детстве мы слушаем или играем «Детский альбом» и идём в театр на «Щелкунчика». (16)В юности особенно пленяют «Евгений Онегин», «Лебединое озеро». (17)Потом открываются «Пиковая дама», симфонии, а в них новые и новые богатства...

    (18)Музыка Чайковского будит в нас высокие чувства и высокие мысли, учит вдохновению. (19)Мы начинаем задумываться над судьбами героев, над содержанием и смыслом, которые вложил композитор в произведение. (282 слова) (По Е. Ручьёвской.)

    1. Какое утверждение противоречит основной мысли текста?

    1) Музыка Чайковского раскрывает трагическую судьбу человека.

    2) Музыка Чайковского раскрывается перед слушателем постепенно.

    3) Музыка Чайковского будит в человеке высокие чувства и высокие мысли.

    4) Музыка Чайковского вызывает ужас и подавленность.

    2. Какая микротема раскрывается в абзаце, включающем предложения № 10-12?

    1)  Музыка Чайковского раскрывает трагические стороны жизни человека.

    2) В музыке Чайковского выражена красота природы и красота человеческих чувств.

    3) Музыка Чайковского - это борьба, которая часто кончается трагическим исходом, гибелью героя.

    4) Слушая музыку Чайковского, мы остаёмся на всю жизнь в прекрасном плену.

    3. В каком предложении текста содержится тезис?

    1) 1            2) 4          3) 10           4) 14

    4. К какому стилю и типу речи относится текст?

    1) художественная речь, описание

    2) научный стиль, повествование с элементами описания

    3) художественная речь, рассуждение

    4) публицистический стиль, рассуждение с элементами описания

    5. В каком абзаце текста содержится описание?

    1) 2-й        2) 5-й         3) 6-й          4) 7-й

    6. Какое предложение связано с предыдущим с помощью лексического повтора?

    1) 3         2) 6       3) 9          4) 11

    7. Какое морфологическое средство связи предложений в тексте использовано в следующем фрагменте?

     

    (5)Жизнь для Чайковского - борьба добра и зла, света и тьмы, человечности и правды против лжи и жестокости. (6)Борьба, которая часто кончается трагическим исходом, гибелью героя. (7)Но, слушая «Пиковую даму» и Шестую симфонию, глубоко потрясённые, мы стремимся снова и снова их слушать, снова пережить всё вместе с героями - и их борьбу, и их гибель.

    1) степень сравнения прилагательного    

    2) частица     3) союз        4) союзное слово

    8. В каком абзаце текста предложения связаны между собой с помощью синтаксического параллелизма?

    1) 1-й          2) 5-й        3) 6-й        4) 7-й

    9. Какое средство выразительности использовано в предложении № 2?

    1) эпитет        2) сравнение     3) метонимия         4) гипербола

    10. В каком предложении есть слово, в котором все согласные звуки являются глухими?

    1) 1         2) 5          3) 8            4) 9

    11. В каком слове букв больше, чем звуков (предложение №3)?

    1) музыка      2) рождает      3) ярких        4) сильных

    12. Сколько раз употребляется звук [ф] в предложении № 13?

    1) 1        2) 2    3) 3     4) 4

    13. В каком слове нет суффикса (предложение № 6)?

    1) борьба          2) часто       3) исходом    4) гибелью

    14. Каким способом образовано слово современник (предложение № 4)?

    1) суффиксальный   2) бессуффиксный  3) приставочно-суффиксальный    4) приставочный

    15. В каком предложении употреблены антонимы?

    1) 2        2) 3            3) 4        4) 5

    16. Какое лексическое значение имеет слово свет в предложении № 5?

    1) лучистая энергия, воспринимаемая глазом и делающая окружающий мир видимым

    2) место, откуда исходит освещение; освещённое место, пространство

    3) светлое пятно на картине, передающее наибольшую освещённость какого-либо участка изображаемого; блик

    4) символ истины, разума, просвещённости или радости, счастья

    17. В каком предложении  употреблены прилагательные в превосходной степени сравнения?

    1) 1       2) 3        3) 9       4) 11

    18. Какая морфологическая характеристика слова потрясённые (предложение № 7) является верной?

    1) страдательное причастие настоящего времени 

    2) страдательное причастие прошедшего времени

    3) действительное причастие прошедшего времени

    4) действительное причастие настоящего времени

    19. В каком предложении употреблено наречие?

    1) 5      2) 6       3) 10       4) 15

    20. Какой частью речи является слово что в предложении № 9?

    1) местоимение          2) союз            3) союзное слово         4) наречие

    21. Какое сочетание слов является грамматической основой предложения № 14?

    1) музыка, мир открывается                      2) музыка открывается

    3) музыка Чайковского открывается        4)  музыка открывается постепенно

    22. Какое слово является прямым дополнением в предложении № 3?

    1) музыка    2) Чайковского            3) поток         4) чувств

    23. Какое предложение осложнено вводным словом?

    1) 6          2)7             3)8           4) 9

    24. В каком предложении употреблено обособленное определение?

    1) 3         2) 7        3) 9          4) 13

    25. В каком предложении есть однородные члены с обобщающим словом?

    1) 3       2) 5        3) 9         4) 12

    26. Сколько грамматических основ в предложении № 4?

    1) 1       2) 2         3) 3             4) 4

     

    27. Какое предложение является сложносочинённым?

    1) 16        2) 17         3) 18            4) 19

    28. Какое предложение является сложноподчинённым с придаточным определительным?

    1) 4          2) 6           3) 7          4) 11

    29. В каком сложноподчинённом предложении однородное подчинение придаточных?

    1) 6         2) 9         3) 12         4) 19

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    • О себе
    • Русский язык
      • Упражнения
      • Домашняя работа
      • Зачеты
      • Тесты
    • Литература
      • Домашняя работа
      • Зачеты и контрольные
      • Тесты
    • ЕГЭ
      • ЕГЭ по русскому
        • ЕГЭ по русскому часть I (Бывшая часть А)
        • ЕГЭ по русскому часть I (бывшая часть В)
        • ЕГЭ по русскому часть II (бывшая часть С)
        • Критерии оценивания сочинений
      • ЕГЭ по литературе
    • ГИА
      • ГИА по русскому
      • ГИА по литературе
    • Новости
    • Контакты
    • Поиск
    • О себе
    • Русский язык
      • Упражнения
      • Домашняя работа
      • Зачеты
      • Тесты
    • Литература
      • Домашняя работа
      • Зачеты и контрольные
      • Тесты
    • ЕГЭ
      • ЕГЭ по русскому
        • ЕГЭ по русскому часть I (Бывшая часть А)
        • ЕГЭ по русскому часть I (бывшая часть В)
        • ЕГЭ по русскому часть II (бывшая часть С)
        • Критерии оценивания сочинений
      • ЕГЭ по литературе
    • ГИА
      • ГИА по русскому
      • ГИА по литературе
    • Новости
    • Контакты
    • Поиск
    БИБЛИОТЕКА ПРОВЕРКА СЛОВА
    flexsmm.comSetup.ru: Создай и раскрути свой сайт бесплатно
    © vera-sladkova.ru

     учитель русского языка и литературы

    СЛАДКОВА ВЕРА СЕРГЕЕВНА