Подготовка к ГИА по русскому языку. Части А,В, 2012 г.
Текст 2
(1)Осьминоги являются наиболее интеллектуальными животными среди головоногих моллюсков и превосходят в этом отношении не только всех беспозвоночных, но даже и некоторых позвоночных, например рыб. (2)Давно было установлено, что осьминоги поддаются дрессировке. (3)У них хорошая память. (4)Они различают геометрические фигуры: маленький квадрат отличают от более крупного, ромб от треугольника, прямоугольник, поставленный вертикально, от прямоугольника, поставленного горизонтально, круг от квадрата. (5)Осьминоги узнают людей, привыкают к тем, кто их кормит. (6)Если проводить с ними достаточно времени, то они становятся ручными. (7) Осьминоги прекрасно обучаются.
(8)Однако издавна существовали страшные рассказы об осьминогах. (9)Вероятно, ни об одних морских животных не бытовало столько легенд, мифов, неверных представлений, сколько их существует об осьминогах. (10)Надо сказать, что внешний вид осьминогов у неискушённого человека вызывает безотчётный страх: бесформенное тело, постоянно извивающиеся, как змеи, щупальца, и в довершение всего пара почти человеческих глаз, глядящая на вас в упор!
(11)В немалой степени укоренению неверных представлений об осьминогах способствовала и классическая литература. (12)3наменитый французский писатель В. Гюго не пожалел красок, описывая сражение героя его романа «Труженики моря» со спрутом - страшным обитателем морской пучины: «Нет тисков, равных объятиям осьминога. (13)Тигр может сожрать вас, но осьминог - страшно подумать - высасывает вас, вы чувствуете, как медленно переливаетесь в страшный мешок, каким является это чудовище...» (14)Так что своей дурной славой осьминог в значительной степени обязан В. Гюго, и у ряда поколений читателей его романа укоренилось представление об осьминогах как о смертельно опасных тварях.
(15)Неверные представления подкреплялись время от времени появляющимися в печати сенсационными сообщениями о нападении осьминогов на людей. (16)И вот осьминог, создание не более опасное, чем крупная треска, но гораздо более понятливое и доброжелательное, превратился в чудовище непомерной силы и свирепости. (262 слова) (По материалам энциклопедии «Жизнь животных».)
1. В каких абзацах текста содержание одного противопоставляется содержанию другого?
1) 2-й и 4-й 2) 3-й и 4-й 3) 1-й и 2-й 4) 2-й и 3-й
2. Какое утверждение противоречит содержанию текста?
1) Осьминоги поддаются дрессировке.
2) Неверному представлению об осьминогах способствовала классическая литература.
3) Учёные считают, что осьминоги опасны для человека.
4) Внешний вид осьминогов вызывает безотчётный страх.
3. Какой пункт плана прочитанного текста не соответствует его содержанию?
1) Осьминоги поддаются дрессировке.
2) Неверное представление об осьминогах обусловлено их внешним видом.
3) Изображение осьминога как страшного обитателя морских глубин в романе В. Гюго «Труженики моря».
4) Осьминог - опасный головоногий моллюск.
4. К какому стилю и типу речи относится данный текст?
1) художественная речь, описание с элементами повествования
2) научно-популярный стиль, рассуждение с элементами описания
3) публицистический стиль, повествование 4) художественная речь, повествование
5. Какой абзац текста содержит образное описание осьминога?
1) 1-й 2) 2-й 3) 3-й 4) 4-й
6. Какие лексические и морфологические средства связи предложений использованы в первом абзаце?
1) антонимы 2) лексический повтор 3) контекстуальный синоним, местоимение
4) лексический повтор, местоимения
7. Какое предложение связано с предыдущим с помощью вводного слова?
1) 8 2) 9 3) 14 4) 16
8. В каком предложении содержится сравнительный оборот?
1) 3 2) 5 3) 10 4) 15
9. В каком слове все согласные звуки являются глухими (предложение № 10)?
1) почти 2) вид 3) страх 4) тело
10. В каком предложении есть слово, в котором буква «м» обозначает твёрдый согласный звук?
1) 7 2) 8 3) 9 4) 10
11. В каком слове ударение падает на второй слог (предложение № 10)?
1) осьминогов 2) щупальца 3) в довершение 4) глядящая
12. В каком предложении есть слово, в морфемный состав которого входят два корня?
1) 13 2) 14 3) 15 4) 16
13. Каким способом образовано слово издавна (предложение №8)?
1) бессуффиксный 2) приставочно-суффиксальный
3) приставочный 4) суффиксальный
14. В каком предложении есть просторечное слово?
1) 11 2) 12 3) 13 4) 15
15. В каком предложении использован фразеологизм?
1) 6 2) 8 3) 15 4)16
16. В каком предложении употреблено прилагательное в форме сравнительной степени?
1) 1 2) 2 3) 3 4) 4
17. В каком предложении употреблено краткое причастие?
1) 2 2) 4 3) 10 4) 12
18. В каком предложении в состав сказуемого входит слово категории состояния?
1) 11 2) 12 3) 13 4) 14
19. Какой смысловой оттенок вносит частица даже в предложение № 1?
1) указание 2) вопрос 3) уточнение 4) усиление
20. Сколько грамматических основ в предложении № 1?
1) 1 2) 2 3) 3 4) 4
21. В каком предложении есть несогласованное определение?
1) 1 2)6 3) 13 4) 16
22. В состав какого сложного предложения входит односоставное безличное?
1) 4 2) 5 3) 6 4) 14
23. В каком предложении обособленные определения выражены причастными оборотами?
1) 1 2) 4 3) 9 4) 12
24. Какое из предложений осложнено обособленным обстоятельством?
1) 2 2) 8 3) 12 4) 14
25. Из скольких частей состоит сложное предложение № 5?
1) 2 2) 3 3) 4 4) 5
26. Какая характеристика сложного предложения № 14 является верной?
1) бессоюзное 2) сложносочинённое
3) сложноподчинённое 4) сложное с подчинительной и сочинительной связью
27.Какое предложение является сложноподчинённым с придаточным условия?
1) 2 2) 5 3) 6 4) 9
28.Какое предложение является сложным с разными видами связи?
1) 4 2) 9 3) 10 4) 12