В-3
Задание В-3 проверяет умение определять тип подчинительной связи в словосочетании.
Вспомним способы подчинительной связи в словосочетании:
С о г л а с о в а н и е - это способ связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное (в том же роде, числе, падеже).
чистый пруд - нет (чего?) чистого пруда
Если изменяется форма главного слова, то изменяется и форма зависимого слова.
Как правило, зависимое слово отвечает на вопрос прилагательных, т.е. зависимое слово может быть собственно прилагательным (белой акации), причастием (смеющийся ребенок),числительным порядковым (первому человеку), местоимением (нашего дома-нашему дому)
У п р а в л е н и е - это способ связи, при котором зависимое слово ставится в том падеже, которого требует главное слово.
поехать к морю (дат.падеж), к бабушке (дат.падеж), к знакомым (дат.падеж)
При этом виде связи форма зависимого слова не изменяется, даже если изменилась форма главного слова (читаю книгу, читала книгу, читаем книгу)
Как правило, зависимое слово отвечает на вопросы косвенных падежей, т.е. зависимое слово может быть существительным (портрет на стене), местоимением (посмотреть на него)
На связь управление указывает и предлог между словами.
П р и м ы к а н и е - это способ связи, при котором неизменяемое слово с главным связано только по смыслу.
поехал работать, ответил резко
В роли зависимого слова выступают неизменяемые части речи : наречия (читать быстро),деепричастия (говорил смеясь), инфинитив (поехал работать)
Обратите внимание!
не являются подчинительным словосочетанием:
Грамматическая основа предложения | Дождь идёт. |
Однородные члены предложения | Бегают и смеются; дети и взрослые и т.д. |
Сочетание служебного слова (предлога, союза, частицы) со знаменательным | возле сада (возле чего? - предлог); также смеялся (также=тоже-союз) будто в сказке (будто=как-частица) |
Фразеологизмы | Стоять на часах, бить баклуши, играть в бирюльки |
Время глагола | Буду читать (сложное будущее время глагола иначе не образовать) |
Составные глагольные сказуемые |
начал петь (= начало действия) хочу верить (=желание веры) продолжал говорить (=продолжение действия) |
Составные именные сказуемые | считался погибшим, является больным |
Сравнительная степень прилагательных и наречий | менее красивый, самый добрый, всех лучше |
Вводные словосочетания | иначе говоря, коротко говоря, попросту сказать, мягко выражаясь, может быть, по моему мнению и т.д. |
КАК ОТЛИЧИТЬ СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ (сгс) ОТ ПОДЧИНИТЕЛЬНОГО СЛОВОСОЧЕТАНИЯ, ПОХОЖЕГО НА НЕГО?
СГС (составное глагольное сказуемое) | словосочетание |
1. Вспомогательный глагол должен быть лексически неполнозначен, т.е. его одного (без инфинитива) недостаточно, чтобы понять, о чём идет речь в предложении. например, я начал ... - что делать?; я хочу ... что делать? |
Если в словосочетании "глагол+ инфинитив" глагол знаменательный, то он один является простым глагольным сказуемым (ПГС), а инфинитив - второстепенный член прдложения. например, она легла (с какой целью?) отдохнуть. (слово "отдохнуть" - обстоятельство цели); Мы договорились (о чём?) искупаться (слово "искупаться" - косвенное дополнение)
|
2. Действие инфинитива должно относиться к подлежащему. Я хочу летать. хочу летать - составное глагольное сказуемое (хочу - я, летать буду - я) |
2. Если действие инфинитива относится к другому члену предложения, то инфинитив не входит в состав сказуемого, а является второстепенным членом предложения. Например, Командир приказал разгрузить машину. "приказал" - простое глагольное сказуемое, "разгрузить" - дополнение (приказал - командир, разгружать будет кто-то) |
Таким образом, чтобы правильно выполнить задание, нужно:
1. Найти главное и зависимое слово.
2. Установить, какими частями речи они являются. Если зависимые слова наречия, деепричастия, инфинитив, то это словосочетание со связью примыкание
3. Если оба слова изменяются в любом падеже или числе, то это - согласование.
4. Если в словосочетании зависимое слово имеет форму имени существительного (отвечает на вопросы косвенных падежей), то это - управление. Тем более, если между словами есть любой предлог.
Упражнение в определении типа связи и нахождении словосочетания нужного типа связи: