«Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов.»

К.Г.Паустовский

    Главная ЕГЭ по русскому…

    В-1

    Задания части В - задания с кратким ответом.

    Задание В-1 проверяет умение определять способ образования слов в русском языке.

    Задание В-1 проверяет умение определять способ образования слов в русском языке.

    В1 теория.doc

    Помните: не все слова, имеющие одновременно приставки и суффиксы образованы приставочно-суффиксальным способом!

    Чтобы понять, каким способом (приставочно-суффиксальным, приставочным или суффиксальным) образованы слова, в которых есть и приставки, и суффиксы, необходимо посмотреть, существуют ли полноценные слова без данной приставки, но с данным суффиксом или без данного суффикса, но с данной приставкой.

    Если существуют полноценные слова без этой приставки, значит новое слово образованоприставочным способом: переписать – пере- = писать, слово ‘писать’ существует, значит, перед нами приставочный способ образования слова.

    Но ведь существует и слово ‘перепись’… Может тогда можно говорить и о суффиксальном способе? В таких случаях мы обращаемся к значению самого слова, думаем над тем, что оно означает (предмет, его признак, действие и т.п.). В нашем примере корень обозначает действие, следовательно, глагольная форма первична, а форма имени существительного – вторична. Это слово ‘перепись’ образовалось от слова ‘переписать’ бессуффиксным (безаффиксным) способом, а не наоборот.

    Если же в анализируемом слове, имеющем и приставку, и суффикс, можно «отбросить» суффикс  и при этом получается полноценное слово, то слово образовано суффиксальным способом: переписывание – ниj = переписыва(ть), слово ‘переписывать’ существует, а это означает, что мы столкнулись с суффиксальным способом образования слова (при этом не существует слова ‘писывание’).

    Мы имеем дело с приставочно-суффиксальным способом, когда получаем нелепые слова при отбрасывании одной из морфем (приставки или суффикса), когда новое слово образовано путём одновременного их добавления: подоконник – нет слова без приставки ‘оконник’ и нет слова без суффикса ‘подокон’.

     

     

    Для определения способа образования  следует соотнести слово с производящим - с ближайшим членом словообразовательной цепочки, от основы которого  оно образовано, т.е. определить от чего и с помощью чего оно образовано. 

     

    Потренироваться в определении способа образования слов помогут упражнения.

     

    Текст

    (1)Весна наступила в этом году ранняя, дружная и неожиданная. (2)Побежали по деревенским улицам бурливые коричневые сверкающие ручейки, сердито пенясь вокруг встречных каменьев и быстро вертя щепки и гусиный пух. (3)В огромных лужах воды отразилось голубое небо с плывущими по нему круглыми, точно крутящимися, белыми облаками; с крыш посыпались частые звонкие капли. (4)Воробьи, стаями обсыпавшие придорожные ветлы, кричали так громко и возбужденно, что шума нельзя было расслышать за их криком. (5)Везде чувствовалась радостная, торопливая тревога жизни.

    (6)Снег исчез, оставшись грязными рыхлыми клочками в лощинах и тенистых перелесках. (7)Из-под него выглянула мокрая, теплая земля, отдохнувшая за зиму и теперь полная свежих соков, полная жажды нового материнства. (8)Над чёрными нивами вился легкий парок, наполнявший воздух ароматом оттаявшей земли, появлялась первая зелень. (9)Мне казалось, что вместе с этим ароматом вливалась в мою душу весенняя грусть, сладкая и нежная, исполненная беспокойных ожиданий и смутных предчувствий, делающая в ваших глазах всех женщин хорошенькими и всегда приправленная неопределёнными сожалениями о прошлых вёснах.

                                      (По А.И. Куприну)

     

    1. Из предложения 1 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

    2. Укажите способ образования слова ПОБЕЖАЛИ во 2-м предло­жении.

    3. Из предложений 4-7 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом (с помощью нулевого суффикса).

    4. Из предложений 5-9 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом (с помощью нулевого суффикса).

    5. Укажите способ образования слова ПРИДОРОЖНЫЕ в 4-м пред­ложении.

    6. Из предложений 4-5 выпишите слово, образованное приставоч­ным способом.

    7. Укажите способ образования слова ПЕРЕЛЕСКАХ в 6-м пред­ложении.

    8. Сколько слов в 7-м предложении образовано суффиксальным способом?

    9. Укажите способ образования слова ВОЗБУЖДЕННО в 4-м пред­ложении.

    10. Укажите способ образования слова ИСПОЛНЕННАЯ в 9-м пред­ложении.

    11. Из предложений 6-7 выпишите слово, образованное приставоч­ным способом.

    12. Укажите способ образования слова БЕСПОКОЙНЫХ в 9-м пред­ложении.

    • О себе
    • Русский язык
      • Упражнения
      • Домашняя работа
      • Зачеты
      • Тесты
    • Литература
      • Домашняя работа
      • Зачеты и контрольные
      • Тесты
    • ЕГЭ
      • ЕГЭ по русскому
        • ЕГЭ по русскому часть I (Бывшая часть А)
        • ЕГЭ по русскому часть I (бывшая часть В)
        • ЕГЭ по русскому часть II (бывшая часть С)
        • Критерии оценивания сочинений
      • ЕГЭ по литературе
    • ГИА
      • ГИА по русскому
      • ГИА по литературе
    • Новости
    • Контакты
    • Поиск
    • О себе
    • Русский язык
      • Упражнения
      • Домашняя работа
      • Зачеты
      • Тесты
    • Литература
      • Домашняя работа
      • Зачеты и контрольные
      • Тесты
    • ЕГЭ
      • ЕГЭ по русскому
        • ЕГЭ по русскому часть I (Бывшая часть А)
        • ЕГЭ по русскому часть I (бывшая часть В)
        • ЕГЭ по русскому часть II (бывшая часть С)
        • Критерии оценивания сочинений
      • ЕГЭ по литературе
    • ГИА
      • ГИА по русскому
      • ГИА по литературе
    • Новости
    • Контакты
    • Поиск
    БИБЛИОТЕКА ПРОВЕРКА СЛОВА
    flexsmm.comSetup.ru: Создай и раскрути свой сайт бесплатно
    © vera-sladkova.ru

     учитель русского языка и литературы

    СЛАДКОВА ВЕРА СЕРГЕЕВНА