«Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов.»

К.Г.Паустовский

    Главная ЕГЭ по литературе

    ЕГЭ по литературе. 2013 год. Часть В

    ЕГЭ по литературе. Типовой вариант. 2013 год. Часть В.

    Часть "B"

    Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания B1–B7

    В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С-м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К-ну мосту.

    Он благополучно избегнул встречи с своею хозяйкой на лестнице. Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру. Квартирная же хозяйка его, у которой он нанимал эту каморку с обедом и прислугой, помещалась одною лестницей ниже, в отдельной квартире, и каждый раз, при выходе на улицу, ему непременно надо было проходить мимо хозяйкиной кухни, почти всегда настежь отворенной на лестницу. И каждый раз молодой человек, проходя мимо, чувствовал какое-то болезненное и трусливое ощущение, которого стыдился и от которого морщился. Он был должен кругом хозяйке и боялся с нею встретиться.

    Не то чтоб он был так труслив и забит, совсем даже напротив; но с некоторого времени он был в раздражительном и напряжённом состоянии, похожем на ипохондрию. Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся даже всякой встречи, не только встречи с хозяйкой. Он был задавлен бедностью; но даже стеснённое положение перестало в последнее время тяготить его. Насущными делами своими он совсем перестал и не хотел заниматься.

    Никакой хозяйки, в сущности, он не боялся, что бы та ни замышляла против него. Но останавливаться на лестнице, слушать всякий взор про всю эту обыденную дребедень, до которой ему нет никакого дела, все эти приставания о платеже, угрозы, жалобы, и при этом самому изворачиваться, извиняться, лгать, - нет уж, лучше проскользнуть как-нибудь кошкой по лестнице и улизнуть, чтобы никто не видал.

    Впрочем, на этот раз страх встречи с своею кредиторшей даже его самого поразил по выходе на улицу.

    «На какое дело хочу покуситься и в то же время каких пустяков боюсь! - подумал он с странною улыбкой. - Гм... да... всё в руках человека, и всё-то он мимо носу проносит, единственно от одной трусости... это уж аксиома...

    Любопытно, чего люди больше боятся? Нового шага, нового собственного слова они всего больше боятся... А впрочем, я слишком много болтаю. Оттого и ничего не делаю, что болтаю. Пожалуй, впрочем, и так: оттого болтаю, что ничего не делаю. Это я в этот последний месяц выучился болтать, лежа по целым суткам в углу и думая... о царе Горохе. Ну зачем я теперь иду? Разве я способен на это? Разве это серьёзно? Совсем не серьёзно. Так ради фантазии сам себя тешу; игрушки! Да, пожалуй, что и игрушки!»

    На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, - все это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши. Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины. Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах молодого человека. Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, тёмно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен. Но скоро он впал как бы в глубокую задумчивость, даже, вернее сказать, как бы в какое-то забытье, и пошел, уже не замечая окружающего, да и не желая его замечать. Изредка только бормотал он что-то про себя, от своей привычки к монологам, в которой он сейчас сам себе признался. В эту же минуту он и сам сознавал, что мысли его порою мешаются и что он очень слаб: второй день как уж он почти совсем ничего не ел.

    (Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»)

    B1 Назовите литературное направление, расцвет которого пришёлся на вторую половину ХIХ века и традиции которого нашли свое отражение в «Преступлении и наказании»?

     

    B2 К какому жанру относится произведение Ф.М.Достоевского «Преступлении и наказание»? 

     

    B3 Укажите средство характеристики персонажа, строящееся на описании его внешности: 

    «Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, тёмно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен.»

     

     

    B4 Установите соответствие между основными персонажами, фигурирующими в романе Достоевского, и присущими им качествами характера. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите последовательность цифр, соответствующих буквам АВС, без пробелов и запятых.

    ПЕРСОНАЖИ: А) Раскольников Б) Разумихин В) Свидригайлов

    КАЧЕСТВА ХАРАКТЕРА: 1) понимание нравственности как «предрассудка» 2) рассудительность, умеренность в оценках 3) скупость, поиски личной выгоды во всём 4) стремление к постижению «бездны своей души»

     

    B5 Укажите название элемента композиции, являющегося описанием части реальной обстановки, в которой разворачивается действие:

    «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду извёстка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу.»

     

     

    B6 Каким термином в литературоведении обозначается изображение внутренней обстановки помещения?

    «Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру»

     

     

    B7 Как называется обращённое к себе и произносимое «про себя» высказывание героя, с помощью которого писатели изображают психологический процесс, имитируют «поток сознания». Например:

    «На какое дело хочу покуситься и в то же время каких пустяков боюсь! – подумал он с странною улыбкою»?

     

    Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания B8–B12

    МОЛИТВА

    В минуту жизни трудную
    Теснится ль в сердце грусть,
    Одну молитву чудную
    Твержу я наизусть.

    Есть сила благодатная
    В созвучьи слов живых,
    И дышит непонятная,
    Святая прелесть в них.

    С души как бремя скатится,
    Сомненье далеко —
    И верится, и плачется,
    И так легко, легко...

    (М.Ю. Лермонтов, 1839)

    Ответом к заданиям B8–B12 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр. Запишите ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

    B8 Укажите род литературы, к которому относится стихотворение М.Ю. Лермонтова «Молитва».

     

    B9 Укажите номер строфы (порядковое числительное в именительном падеже), в которой поэт использует анафору. 

     

     

    B10 Укажите стилистический приём, использованный поэтом для придания стиху особой звуковой выразительности:

    ОднУ молитвУ чУднУЮ
    ТвержУ я наизУсть.

     

    B11 Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в последней строфе данного стихотворения (цифры запишите в порядке возрастания без пробелов и запятых).

    1) сравнение 2) инверсия 3) гипербола 4) лексический повтор 5) метафора

     

    B12 Укажите размер, которым написано стихотворение М.Ю. Лермонтова «Молитва». (без указания количества стоп). 

     

     

    • О себе
    • Русский язык
      • Упражнения
      • Домашняя работа
      • Зачеты
      • Тесты
    • Литература
      • Домашняя работа
      • Зачеты и контрольные
      • Тесты
    • ЕГЭ
      • ЕГЭ по русскому
        • ЕГЭ по русскому часть I (Бывшая часть А)
        • ЕГЭ по русскому часть I (бывшая часть В)
        • ЕГЭ по русскому часть II (бывшая часть С)
        • Критерии оценивания сочинений
      • ЕГЭ по литературе
    • ГИА
      • ГИА по русскому
      • ГИА по литературе
    • Новости
    • Контакты
    • Поиск
    • О себе
    • Русский язык
      • Упражнения
      • Домашняя работа
      • Зачеты
      • Тесты
    • Литература
      • Домашняя работа
      • Зачеты и контрольные
      • Тесты
    • ЕГЭ
      • ЕГЭ по русскому
        • ЕГЭ по русскому часть I (Бывшая часть А)
        • ЕГЭ по русскому часть I (бывшая часть В)
        • ЕГЭ по русскому часть II (бывшая часть С)
        • Критерии оценивания сочинений
      • ЕГЭ по литературе
    • ГИА
      • ГИА по русскому
      • ГИА по литературе
    • Новости
    • Контакты
    • Поиск
    БИБЛИОТЕКА ПРОВЕРКА СЛОВА
    flexsmm.comSetup.ru: Создай и раскрути свой сайт бесплатно
    © vera-sladkova.ru

     учитель русского языка и литературы

    СЛАДКОВА ВЕРА СЕРГЕЕВНА